28 Июн

Фонарь авиационный (лобовое стекло самолета)

Лобовое стекло самолета на самом деле называется авиационным фонарем. По одной из версий, такое название связано с тем, что форма стекла напоминает фонарь старой конструкции: с выступами и переплетом.

Роль этого стекла понятна: оно защищает пилота и его пассажиров от ветра, шума и атмосферных осадков. Практически все лобовые стекла обтекаемой формы. Это делается специально для того, чтобы лобовое сопротивление было меньше.

Первые стекла стали устанавливать на самолеты с началом Первой мировой войны. До этого необходимости в них просто не было: самолеты летали низко, медленно и только при хорошей погоде. А с постепенным развитием самолетостроения появился вопрос: как защитить летчиков от потоков воздуха.

К началу Первой мировой в качестве такой защиты выступали небольшие козырьки, которые отводили от кабины воздух.

А к началу Второй мировой в самолетах были уже полностью закрытые кабины. Нововведением было то, что стекло заменили на оргстекло, которое при столкновении или аварии не рассыпалось на осколки. Правда, качество самого плексигласа, из которого делали фонари советских самолетов, было далеко от совершенства. Даже после того, как Сталин лично позвонил директору завода по производству плексигласа, ситуация не сильно улучшилась. Да, стекла для фонарей стали прозрачными. Но пилоты все равно летали с открытыми кабинами. Делалось это потому, что фонарь мог заедать во время открывания и закрывания. Даже после 1943 года, когда плексиглас стал качественный, а система открывания-закрывания не давала сбоев, многие пилоты все равно не закрывали кабину. Как они объясняли, это делалось для того, чтобы не возникало бликов на поверхности стекла, был лучше обзор из кабины и температура в кабине снижалась.

Во время воздушных боев времен Второй мировой оказалось, что пилотам важнее хороший обзор из кабины, чем небольшое увеличение скорости. Именно поэтому к началу ВОВ многие советские самолеты оснащались фонарем в форме капли. Это открывало обзор назад.

После того, как война закончилась, развитие самолетостроения не прекратилось и продолжается по сей день. На данный момент авиационного фонаря нет только у, пожалуй, сверхлегких летательных аппаратов. Остальные летательные аппараты оснащены авиационным фонарем из оргстекла. Переплет в современных фонарях практически не встречается.

Во многих военных самолетах и даже некоторых вертолетах фонарь — часть системы аварийной эвакуации из летательного аппарата. Стандартная конструкция предусматривает наличие зарядов пороха, которые “выбрасывают” фонарь с пути кресла пилота. На некоторых советских самолетах вертикального взлета и посадки разрушение фонаря происходило заголовником и другими частями кресла пилота. То есть, пилот в кресле пробивал фонарь, покидая кабину. Сегодня такая система не используется. На таких самолетах по внутренней поверхности фонаря проходит тонкая полоска взрывчатки. Когда пилот катапультируется, этот шнур взрывает фонарь, и только потом происходит катапультирование пилота.